Мы не подошли к краю, мы давно его переступили
Прислано Vesta Ноябрь 20 2010 00:00:00
Публикуемое ниже программное Заявление РОО «Право ребенка» было представлено на пресс-конференции в РИА Новости 15 ноября 2010 г., посвященной 20-летию Ратификации Россией Конвенции о права ребенка.
В том числе в данном заявлении мы просим Президента России наложить вето на уничтожающий социально значимые некоммерческие инициативы и социально-значимый малый бизнес законопроект о повышении ставки страховых взносов до 34% и предлагаем внести альтернативный законопроект, устанавливающий дифференцированные ставки налогообложения.
- Борис Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Общественной палаты Российской Федерации


Расширенные новости
Публикуемое ниже программное Заявление РОО «Право ребенка» было представлено на пресс-конференции в РИА Новости 15 ноября 2010 г., посвященной 20-летию Ратификации Россией Конвенции о права ребенка.
В том числе в данном заявлении мы просим Президента России наложить вето на уничтожающий социально значимые некоммерческие инициативы и социально-значимый малый бизнес законопроект о повышении ставки страховых взносов до 34% и предлагаем внести альтернативный законопроект, устанавливающий дифференцированные ставки налогообложения.
- Борис Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Общественной палаты Российской Федерации
Мы не подошли к краю, мы давно его переступили
Заявление РОО «Право ребенка», 15.11.2010 alt
Дети – будущее страны, благополучная семья – основа благополучия детей. Положение детей сегодня – это состояние страны завтра. В День знаний 1 сентября 2010 г. в школы России пошли 12,8 млн. детей. А в тот же день в 1998 г. – 22 млн. Убыль в среднем 760 тысяч в год! Мы не подошли к краю, мы давно его переступили и стремительно падаем в небытие. «Материнский капитал» - мера правильная, но совершенно недостаточная. Да, скорость падения на какое-то время замедлилась. – Как заявил недавно Председатель Правительства Владимир Путин, число школьников России будет сокращаться на 300 тысяч в год.

При этом продолжает бесперебойно работать «фабрика сиротства» - число ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, - более 100 тысяч (в 2009 г. согласно Федеральному статистическому наблюдению, выявлялось в среднем 314 таких детей ежедневно, из них 138 в день – по причине судебных решений о лишении родительских прав обеих родителей или единственного родителя). И процветает избыточная диагностика умственной отсталости, когда «заживо хоронятся» в социальных интернатах (ДДИ) тысячи детей, проштампованных страшными диагнозами. (См. Обращение к Президенту России с просьбой спасти ребенка из Разночиновского ДДИ Астраханской области alt).
Каковы причины беды?

Причина низкой рождаемости одна: рождение ребенка в современной России для большинства семей – это «прыжок» в нищету, в полуголодное существование (вырастают поколения детей, никогда в жизни не питавшихся полноценно), в  неприемлемые жилищные условия.
Есть много других трудностей и рисков, таких как: космических масштабов (1 млн. 700 тысяч детей по недавнему свидетельству Генерального прокурора РФ Юрия Чайки) очередь в детские сады или состояние здравоохранения и родовспоможения.

В обнародованном 16 сентября с.г. доктором Лео Бокерия Атласе «Здоровье России» констатировано, что «Каждая третья больница и треть всех поликлиник страны находятся в аварийном состоянии» и указано на «вопиющие региональные диспропорции в кадровом обеспечении и подушевом госфинансировании здравоохранения. Различие регионов по этим показателям составляет от 2 до 6,5 раз» - вот он в действии печально известный закон № 122-ФЗ 2004 года, уничтоживший Российскую Федерацию как единое социальное государство!

Наглядным проявлением «болезни» российской системы здравоохранения является положение людей, нуждающихся в жизненно важной терапии, в том числе детей и взрослых, затронутых проблемой ВИЧ-СПИД: в 20 субъектах РФ нуждающиеся не получают антиретровирусную терапию, практически повсеместно - нехватка  заменителей грудного молока, что увеличивает риск заболевания детей, рожденных ВИЧ-положительными мамами,  Минздравсоцразвития установил немыслимый срок 18 месяцев для подтверждения здоров или нездоров ребенок, что лишает многих отказных детей шанса быть устроенными  в семью.
Причина высокой смертности, особенно мужского населения, тоже одна: невозможность прокормить семью своим трудом приводит к «утрате смыслов жизни», глубокому алкоголизму и ранней смерти. Не забудем, что в массово недоедающей стране десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель зарастают бурьяном, а живущее на этой земле население спивается от безделья, от невозможности плодотворно с доходом для семьи трудиться.
Причина массового социального сиротства: отсутствие системы защиты детства («Нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет!», - Д.А. Медведев, 16.03.2009), отсутствие профессионального звена между ребенком или семьей и теми, кто принимает решения об их судьбе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав практически повсеместно (за редкими позитивными исключениями) не исполняют  предусмотренной законом функции координатора, органы опеки и попечительства работают в  установленном законом «карательном режиме», а учреждения социального обслуживания, в основном, функционируют в режиме финансово-распределительных агентств (режим собеса).
По каждому из перечисленных негативных факторов в Общественной палате РФ, в том числе совместно с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ и членами Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, разработаны либо разрабатываются предложения по их преодолению.

1. Бедность и массовое недоедание детей. Жизненно необходима «продовольственная экономика для бедных». Предлагается создание при органах социальной защиты субъектов РФ региональных сетей «социальных продовольственных магазинов» (торговых площадок); снабжение этих магазинов через систему «социальной потребкооперации», вовлекающей в производство продуктов первой необходимости миллионы жителей села и малых городов (через механизм государственного кредитования гарантированных закупок); введение льготных «продовольственных карточек для бедных», отовариваемых в указанных социальных магазинах.

2. Жилищные проблемы. Большинство жалоб, просьб о помощи, приходящих в Общественную палату, – по этой теме. Дети-сироты, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов  и др. Молодым – негде рожать, многодетным – негде жить. И это в условиях тяжелейшего демографического кризиса! См. заявление «России, как воздух, нужен достаточный фонд социального жилья» alt
На создание такого Соцжилфонда необходимо «повернуть» всю строительную индустрию страны, что также создаст социально-значимые рабочие места.

3. Очередь в детские сады. Есть целый ряд вариативных способов снять проблему, включая и надомную работу. Проблема не решается исключительно потому, что никого за это не отправляют в отставку. См. Обращение к Президенту России «Очередь в детский сад – гарантия утраты доверия Президента» alt

4. Строительство системы защиты детства и семьи. В основе разработанных предложений – законодательные меры, направленные на преодоление ситуации «семи ведомственных нянек» и создание координирующих органов на каждом уровне власти, на внедрение муниципального социального заказа по ранней профилактике семейного и детского неблагополучия, оказанию адресной помощи, по профессиональному сопровождению (патронированию) «случая» детского или семейного неблагополучия, замещающих семей, принявших трудного ребенка, и т.п. Меры по созданию системы общественного контроля и профессионального «внешнего» курирования всех учреждений постоянного проживания детей, находящихся на данной территории.

И все эти предложения полностью соответствуют Рекомендациям Комитета ООН по правам ребенка, не исполняемым Российской Федерацией в течение 17 лет.
Мы призываем Президента России Дмитрия Медведева внести в перечень признаков, влекущих утрату доверия Президента к руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта РФ:
(1) отсутствие в регионе целевых «продовольственных программ  для бедных»;
(2) отсутствие в регионе достаточного фонда социального жилья;
(3) наличие очередей в детские сады;
(4) отсутствие целостной социальной системы защиты детства и семьи.

Для практического осуществления данного предложения необходимо установить обязательные федеральные минимальные стандарты по каждому из указанных блоков, а также в сфере здравоохранения, и четкие критерии их исполнения (неисполнения).
Мы также призываем Президента России наложить вето на предложенный вариант закона об увеличении ставки страховых взносов до 34% с 1 января 2011 года. Принятие этого закона нанесет непоправимый ущерб социально-значимому малому бизнесу России, доля которого в ВВП составляет лишь 17% (для сравнения: в США доля малого бизнеса в ВВП более 60%, поэтому население США превысило 300 миллионов и продолжает расти).

Мы просим Президента внести альтернативный законопроект, предполагающий дифференцированные ставки страховых взносов – их уменьшение для некоммерческого сектора и малого бизнеса (развитие которого увеличит налогооблагаемую базу и тем самым собираемость налогов), сохранение нынешних ставок для среднего бизнеса и их существенное повышение для крупного бизнеса, монополий, для всех получателей сверхдоходов (опыт стран Скандинавии