Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: Порядок размещение информации о детях, лишенных размещение информации о детях, лишенных родительског

Прислано Vesta 25-11-2010 18:45
#1

Порядок размещение информации о детях, лишенных родительского попечения, путем публикации на Интернет-сайтах,

Порядок размещения производной информации о детях

Довольно часто волонтеры задают вопрос, насколько правомочно размещение информации о детях, лишенных родительского попечения, путем публикации на Интернет-сайтах, созданных усилиями волонтеров и/или российских НКО специально для этой цели. И если подобное размещение допускается законом, то каким образом должно быть оформлено подобное размещение?

Правомерно ли в принципе размещение информации о детях, лишенных родительского попечения,

на Интернет-сайтах частных лиц и организаций (в т.ч. сайты отдельных волонтеров, российских НКО и самих детских учреждений)?

По мнению автора сайта, это деятельность правомерна при условии (а) размещения именно \"производной информации\" о детях и (б) получения согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка на первичное размещение информации.

Вопросы возникают во многом из-за существования последнего абзаца п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, который гласит буквально следующее: \"Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается\". Данный запрет уточняется в п. 4 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275, где говорится:

\"4. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается\".

К сожалению, ни в одном другом нормативном акте РФ не дается определения \"посреднической деятельности\" в целом или \"посреднической деятельности по усыновлению детей\" в частности. Исходя из исторического значения этого термина, содержания п. 4 Правил передачи детей на усыновление и п. 2 ст. 8 ФЗ РФ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\", \"посредническая деятельность по усыновлению детей\" имеет место в том случае, если она осуществляется: (а) на возмездной/коммерческой основе (включая использование производной информации о детях) и (б) от имени и в интересах конкретных кандидатов в усыновители, обращающихся к посреднику за данным видом услуги.



Поскольку деятельность волонтеров осуществляется на безвозмездной основе и в интересах прежде всего детей, лишенных родительского попечения, а не конкретных кандидатов, я считаю, что запрет на посредническую деятельность к данному виду общественно-значимой деятельности не применим. Этот вывод подтвержден не только содержанием п. 2 ст. 8 ФЗ РФ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\":

\"2. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.


При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.



К производной информации о детях может быть отнесена такая информация, как: пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей\".

Но и в Инструктивном письме Минобразования РФ от 29 марта 2002 года, в последнем параграфе которого говорится:

\"Для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству. Производная информация о таких детях, согласно вышеназванному закону, может размещаться на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства\".

Нередко органы опеки и попечительства мотивируют отказ в дополнительном размещении информации о детях тем, что сведения о них уже были переданы региональному оператору банка данных (банк данных находится в ведении Минобразования РФ и управлений Минобраза РФ на местах), что якобы исчерпывает обязанности органа опеки по продвижению ребенка для семейного устройства. Однако семейное законодательство РФ говорит об обратном. Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ РФ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\" орган опеки обязан продолжать поиски замещающей семьи для каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося на территории данного органа опеки, независимо от факта передачи сведений о детях в региональный банк данных:

\"Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации\".

Та же обязанность следует и из содержания п. 9 Правил ведения банка данных, утв. Постановлением Правительства РФ № 217.

Банк данных о детях, оставшихся без родительского попечения, создавался не с целью подменить районные органы опеки, но чтобы дополнительно расширить круг поиска кандидатов. Первичной инстанцией, где хранится дело ребенка, остается районный орган опеки, который обязан продолжать поиски семьи для ребенка и оказывать услуги по подбору ребенка всем обратившимся кандадидам. Эта обязанность подтверждена и в ответе начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ № 20/26-12 от 13 января 2003 года на запрос проекта «К новой семье».

Каким образом должно быть оформлено первичное размещение производной информации о детях на Интернет-сайтах волонтеров, НКО и/или детских учреждений (силами волонтеров и тех же НКО)?

По мнению автора, первичное размещение производной информации о детях, лишенных родительского попечения, должно производиться с согласия органов опеки и попечительства по месту нахождения ребенка (ООП), т.к. согласно п. 1 ст. 121 СК РФ именно ООП уполномочен решать все вопросы необходимых шагов по семейному устройству ребенка, а до передачи ребенка на воспитание в семью выполняет функции законного представителя его прав и интересов в соответствии с[url=http://www.adoptlaw.ru/3%20placement_FamilyCode_18.htm#%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_123._%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9,_%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_ п. 2 ст. 123 СК РФ.[/url]


Есть несколько путей взаимодействия между волонтерами/НКО и ООП/администрацией детского учреждения в деле продвижения семейного устройства детей-сирот:

(1) Получение согласия ООП на сбор производной информации о детях в детских учреждениях силами волонтеров/НКО (художественные фото, дополнительная информация о характере ребенка, частое обновление фотографий) с последующим помещением на Интернет-сайте волонтера/НКО и/или регионального оператора банка данных.


Если речь идет об Интернет-сайте волонтеров/НКО, то там четко указывается, что сайт существует с согласия ООП и все вопросы по опубликованным сведениям о детях следует адресовать конкретным ООП. При выборе такого пути волонтер/НКО фактически берет на себя весь процесс сбора, обработки и публикации информации.

Таким образом работает, например, в связке с региональным оператором банка данных городская общественная организация г. Новосибирска \"День аиста\", так поддерживается сайт оператора банка данных Приморского края, так волонтеры-частные лица продвигают детей-сирот из г. Кимовска Тульской области, отдельные сотрудники дома ребенка ищут родителей мальчику-инвалиду из г. Печоры Тульской области.

(2) Получение согласия ООП на создание за счет спонсорских средств волонтера/НКО Интернет-сайта самого детского учреждения, пополняемого и обновляемого совместными усилиями волонтеров/НКО и администрации детского учреждения. В этом случае администрация учреждения становится активным участников процесса и зачастую координаты главы учреждения публикуются рядом с координатами ООП для связи кандидатов. Примеры подобного сотрудничества - сайт Дома ребенка № 7 г. Москвы или сайт Дома ребенка г. Яранска Кировской области.


(3) Предложить чисто техническую и/или финансовую помощь в создании сайта детского учреждения или местных ООП. Например, общественное объединение «Право на семью» оказывает именно такое техническое содействие.

Чтобы получить согласия на опубликование производной информации (с или без ее сбора) волонтер/НКО должны обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с письмом примерно такого содержания:


На конкретного ребёнка (детей)

От частных лиц-волонтеров
В органы опеки и попечительства …

[или]
Региональному оператору банка данных о детях, лишенных родительского попечения...

От ...

Уважаемая(ый) …

В связи с утратой [ФИО ребенка, год рождения - прим. автора] родительского попечения по причине ... [указать применимое основание из перечня согласно п. 1 ст. 121 СК РФ - прим. автора] и тем, что семейное устройство данного ребёнка затруднено в силу [возраста, состояния здоровья, наличия братьев/сестер, любая применимая причина - прим. автора], просим вас в соответствии п. 2 ст. 8 ФЗ РФ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\", п. 9 Правил ведения банка данных, утв. Постановлением Правительства РФ № 217 и Инструктивным письмом Минобразования РФ № 483 от 29 марта 2002 года, дать согласие на размещение производной информации об указанном ребенка в СМИ (в т.ч. на сайте www...ru) с указанием вашей контактной информации для связи с кандидатами. При необходимости мы готовы оказать содействие в сборе, обработке и обновлении производной информации.


Подпись, дата

Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».


... Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи


1. Анкета ребенка и анкета гражданина относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, определяется статьей 11 настоящего Федерального закона.
2. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.
При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.
К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.


Выдержки из Правил ведения банка данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 217:

... 9. Информация о принятых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в 3-дневный срок со дня:

а) ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей;
б) выдачи гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, направления для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в) принятия от гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, заявления о результатах посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
г) опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не являющейся конфиденциальной.

Выдержки из Инструктивного письма Минобразования РФ № 483 от 29 марта 2002 года \"Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми\".

... Для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству Производная информация о таких детях, согласно вышеназванному закону, может размещаться на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.

На неопределённое количество детей в данном районе
От НКО
В органы опеки и попечительства...

[или] Региональному оператору банка данных о детях, лишенных родительского попечения...

От ...


Уважаемая(ый) …

К вам обращается [название НКО - прим. автора], которая занимается [описание деятельности НКО - прим. автора]. Поддерживая политику российского государства на продвижение семейного устройства детей-сирот и в соответствии п. 2 ст. 8 ФЗ РФ \"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей\", п. 9 Правил ведения банка данных, утв. Постановлением Правительства РФ № 217 и Инструктивным письмом Минобразования РФ № 483 от 29 марта 2002 года, наша организация хотела бы предложить вам техническую и спонсорскую помощь:

* в сборе и подготовке производной информации о таких детях [опишите подробнее, например, создание статей о детях, обновление информации, фотопечать, сканирование и т.п. - прим. автора]
* в размещении производной информации о детях в СМИ, включая на сайте www...ru, с указанием вашей контактной информации для связи с кандидатами.

Подпись, дата.


Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

... Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи


1. Анкета ребенка и анкета гражданина относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, определяется статьей 11 настоящего Федерального закона.
2. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.
При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.
К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.



Выдержки из Правил ведения банка данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 217:



... 9. Информация о принятых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами мерах по организации устройства и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в 3-дневный срок со дня:

а) ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей;
б) выдачи гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, направления для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в) принятия от гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, заявления о результатах посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей;
г) опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не являющейся конфиденциальной.

Выдержки из Инструктивного письма Минобразования РФ № 483 от 29 марта 2002 года \"Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми\".

... Для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству Производная информация о таких детях, согласно вышеназванному закону, может размещаться на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.

Согласие ООП может быть сформулировано любым образом, например: \"Настоящим органы опеки и попечительства г. ... дают согласие [имя волонтера или название НКО] на размещение производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, воспитанниках детского дома № ... г. .... в целях содействия устройству указанных детей на воспитание в семьи российских граждан. В производной информации могут быть указаны [все или часть перечня сведений по списку выше - прим. автора]. Подпись, дата\".

Автор полагает, что вторичное размещение производной информации - т.е. копирование информации о детях с официальных сайтов операторов банка данных либо сайтов уполномоченных волонтеров, НКО и/или детских учреждений - не нуждается в каких-либо дополнительных согласованиях.