Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: 22 февраля, Уршельсктй- прекрасно!

Прислано Vesta 23-02-2010 00:13
#1

photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/large/158427098.jpg

Почти 17 часов, из них с детьми 5 с половиной. Остальное дорога. Трудный был день. Устали жутко. ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

В целом поездка прошла вполне на приличном уровне.
Хочу остановиться на анализе, на случаях девиантного поведения.
Сразу поясню для тех кто не знает: девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых групп. То есть этот тип поведения можно назвать анти-дисциплинарным.
Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. Позитивная девиация — это такое отклоняющееся по ведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, в основном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.( в нашем случае я не буду касаться позитивной девиантности).

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения.

Во время занятий с детьми по программе спонтанному самовыражению ( о программе подробно в отчете по Ховринской поездке 20 февраля) было очень заметно поведение отдельной группы детей, которое можно охарактеризовать , как девиантное: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от занятий, уход из группы возвращение в группу, попытка ударить рядом стоящего ребенка, защищая свою территорию.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации неудачны:безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) в семьях из которых пришли наши дети, помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

Все дети или почти все, которые находятся в этом приюте пришли из асоциальных семей. И их социализация в общественно –принятые нормы проходила исключительно на негативном примере .

Поэтому мы ставим своей задачей максимально повлиять на поведение ребенка и предотвратить развитие девиантного поведения в деликвентное.

В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Выделяются следующие типы деликвентного поведения:
• Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
• корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
• распространение и продажа наркотиков.
Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

Именно поэтому, наши программы спонтанного самовыражения, наиболее актуальны для таких детей, так позволяют не только выявить элементы девиантного поведения и но и направить ребенка на путь выходя из него, через любовь наставника( воспитателя) на изменение стереотипа взрослого и др.

Следует обратить внимание на то, что многочисленны группы детей, подростков из неблагополучных семей приходят в приюты с выраженными симптомами социальной дезаптации: нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин.

В целом, я занятием с малышами довольна. Через эти занятия пришло понимание развития каждого ребенка из группы, сформировалась тактика работы с ними: выявить одарённых детей из общего числа с нарушениями социальной адаптации Как мне кажется , мы сможем среди них через какое-то время произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей, с коммуникативные навыки и педагогическими способности.

В эту поездку я так же общалась и с подростками. Все, что написала выше имеет прямое отношение и к ним. Они объединены в маргинальную группу, члены которой испытывают повышенную потребность в соответствии (идентичности) и активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объективной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрым взрослением этой группы детей. Однако потребности в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности». Отсюда стремления к раннему взрослению (курения, внимание к противоположному полу.)

Вместе с тем подростки обладают наличными потребностями,они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков выражены потребности в познании. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении ситуации к лучшему. Но с другой стороны - страх в получении отрицательных эмоциональных неудач, негативной оценки от сверстников сильнее, чем отрицательный опыт.

Абсолютно очевидна установка, она проста и ужасна: нельзя быть изгоем . И наконец, так же как и их семейные сверстники, приютские подростки развиваясь в информационном обществе, оказывается безоружными под мощным воздействием телевизора и рекламы, анонсирующими жестокость и насилие. Они принимают безоговорочно правила игры, моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране.

Таким образом, неблагоприятные условия в семье, перемещение в приют, неопределенность последующих условий жизни, как следствие проблемы в школе,проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков. Наши приезды и занятия с ними, могут и должны повлиять на их судьбу.

Подражательное поведение, может оказаться важным аспектом их последующего развития. Если на пути этих детей появятся такие образцы. Сегодня в Уршельский приют ездит команда, вполне могущая стать таким объектом и оказать помощь в формировании нового образца для подражания, и, как следствие, изменения поведения подростков.

Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей-это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания.
Если мы хотим помочь этим детям в будущем, на следует уже сегодня:
Во-первых, заняться подготовкой будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
* основы взаимоотношения в семье;
* внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
* основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
* основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка .

Во вторых: Обстановка в семье — та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

У наших детей всего этого нет. Мы должны создать эту модель в процессе игры!

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми.

Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всегда. У наших детей -нет семьи.
Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно. Как мы можем этому помочь?

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным. Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:
не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;
воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от
не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.

Я пока не знаю, как это донести до воспитателей и преподавателей, но это следует сделать!

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

Простите, что так нудно и длинно, но я хотела донести до нас всех и себя ,эти мысли, надеюсь они помогут нам в работе.

photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158427153.jpg photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158427194.jpg photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158427481.jpg

photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158427585.jpg photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158426647.jpg photofile.ru/photo/dplaneta/150332061/middle/158426533.jpg

Редактировал Vesta 23-02-2010 14:48