Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: Окрестности Серпухова

Прислано User 30-05-2009 01:09
#1

[size=18]Сам Серпухов[/size]
Место с атмосферой провинциального купеческого городка и остатками собственного кремля, множеством церквей, уютными улочками и двухэтажными домами, украшенными деревянной резьбой, хорошо для летних прогулок. Стоящий в месте слияния двух рек, Оки и Нары, город в Смутные времена был столицей Серпуховского княжества. Впервые он упоминается в 1328 году в грамоте Ивана Калиты, который проводил инвентаризацию своей собственности. Второй раз - в 1341 году: в завещании Калита передавал Серпухов и окрестности своему сыну Андрею, который и образовал здесь свое княжество. Много раз город подвергался набегам татар, литовцев, крымских татар, запорожцев и успешно пытался обороняться. Но больше других прославился серпуховской князь Владимир Андреевич, который за участие в Куликовской битве получил прозвище Храбрый. Всего четыре поколения удельных серпуховских князей правили княжеством, и в 1483 году оно было окончательно присоединено к Москве.
Через Серпухов проходили многие торговые пути, в местном музее в числе других называют и Великий шелковый, помня о набегах, в городе построили крепость. От времен Серпуховского княжества не сохранилось практически ничего кроме Красной горки - остатков кремля на берегу Нары. Когда-то монастырские стены достигали 8 метров, сейчас на холме только несколько сиротливо торчащих из земли камней с остатками бойниц, напоминающих о некогда мощном сооружении, построенном при Иване Грозном. Монастырь был разобран в 1934 году, а монастырские камни использовались при строительстве московского метро. Сейчас на горе возвышается Троицкий собор (1696), в котором находится филиал местного краеведческого музея (вт-вс 10.00-17.00). Экспозиция по большей части посвящена архитектуре города.
Спустившись с холма вниз, перейдя небольшую речку Серпейку (краеведы считают, что форма русла, серп, и форма Соборной горы, ухо, и дали городу имя). На углу Советской и Калужской улиц стоит недавно отреставрированная церковь Николы Белого, которая была построена в 1857 году на месте древнего храма. В советское время храм немного пострадал: во время войны верхнюю часть колокольни снесли, чтобы дезориентировать немецких летчиков.
Пройдя по Калужской улице несколько кварталов в сторону площади Ленина, можно через белые ворота заглянуть на территорию Распятского монастыря и подойти к запущенному собору Распятия (1751). В лучшем состоянии два других монастыря города - Владычный и Высоцкий. К последнему можно дойти по Калужской улице, а затем свернуть в Большой Высоцкий переулок. Перед входом в монастырь есть смотровая площадка, с нее открывается вид на часть города на противоположном берегу Нары и расположенный чуть левее Владычный монастырь.
Две обители, разделенные рекой, были основаны почти в одно время: женский Владычный - митрополитом Алексием в 1360 году, мужской Высоцкий - Сергием Радонежским в 1374 году. В Высоцком монастыре сохранился пятиглавый собор Зачатия Богородицы (конец XVI века) и церковь Николая Чудотворца (начало XVII века), но они обычно закрыты. В Покровскую церковь, где обычно проходят службы, часто выстраиваются очереди у входа. Причина ажиотажа - икона "Неупиваемая чаша", к которой обращаются с молитвами, чтобы вылечиться от алкогольной зависимости.
До Владычного монастыря на противоположном берегу (Октябрьская, 40) лучше добираться на машине. Старейшие из сохранившихся здесь построек: трапезная с шатровой Георгиевской церковью (1599) и Святые ворота с церковью Феодотия Анкирского (1599). Возвышающийся пятиглавый Введенский собор был построен в начале XVII века. Сейчас монастырь понемногу восстанавливается, хотя по сравнению с Высоцким монастырем находится в очень запущенном состоянии.

[size=18]Серпуховский историко-художественный музей[/size]
г. Серпухов, Чехова, 87
Помимо документов и фотографий, посвященных истории города, музей обладает лучшей в Подмосковье коллекцией живописи. В коллекции: картины Шишкина, Саврасова, Айвазовского, Репина, Левитана, Поленова и отличное собрание произведений европейского искусства. В начале XIX века картины начал собирать московский коллекционер Юрий Мерлин, но быстро разорился и перепродал ее серпуховской фабрикантше Анне Мараевой, которая и открыла музей. В советское время сюда свезли живопись из соседних усадеб. Многие предприниматели тех времен были старообрядцами, Мараева не исключение. Рядом с музеем она построила старообрядческую Покровскую церковь.

Редактировал User 01-01-1970 03:00