Поделитесь с друзьями!


Общественные слушания 11 декабря

Архив

 

Мы ездим к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в сиротские учреждения и проводим с ними целые дни в спортивных и творческих играх, размышлениях и задушевных беседах. Кто мы? Отчаянные энтузиасты, которые в свой выходной день оставляют все, чтобы принести этим детям, с которыми жизнь обошлась сурово, любовь и понимание того, что они нужны нам, обществу, стране. Мы едем к ним за сотни километров, а они ждут нас, затаив дыхание, все еще не веря в то, что такое возможно…  На вопрос: «Почему ты здесь?»  воспитанников приюта отвечают:  - Мать спилась до инсульта, лежит теперь, а меня сюда… - Мать не справилась со мной, отец в тюряге ... за убийство… - Пили все: мать брат, отец. .Били, издевались, когда пьяные, особенно жестоко брат... Сбежала... - Мать в тюрьме…от бабушки забрали, старенькая, жить не на что…

В России детские дома переполнены. Каждый год детей поступает в приюты все больше. Дети сегодня являются наиболее беззащитной частью общества, и права их нарушаются грубо, повсеместно, безнаказанно. Кризис семьи, разрушение традиционных семейных отношений способствует увеличению числа безнадзорных детей. Большая часть их госпитализируется в медучреждения в состоянии крайнего истощения, многие пополняют группу социального риска, активно проявляют себя в социальной среде. Возросло число родителей, которые не только уклоняются от воспитания и содержания несовершеннолетних детей, но и систематически унижают их достоинство, применяют насилие. Дети пополняют ряды наркоманов и беспризорников, становятся на путь проституции и других преступлений. Нужды детских домов и интернатов местные власти удовлетворяют в лучшем случае на 70-80%, в худшем - едва ли наполовину. В детдомах не хватает мест для несовершеннолетних. Эффективность мер, предпринимаемых исполнительными и представительными органами власти субъектов по приостановлению негативных процессов в детской среде, низка. Нищенское положение, пьянство и равнодушие родителей вынуждают, как минимум, половину из всего количества трудных детей идти на улицу, бродяжничать и преступать закон. Число детей, оставшихся без попечения родителей, из года в год увеличивается. Принимаемые меры по профилактике безнадзорности и социального сиротства малоэффективны. Всё больше становится неблагополучных семей. Растёт число случаев жестокого бесчеловечного обращения родителей со своими беззащитными, беспомощными детьми. "В припадке гнева отец задушил полугодовалого ребёнка". "Ребёнок погиб в ходе семейной ссоры". "Смерть наступила от острого отравления метиловым спиртом, метанолом и этиловым спиртом. С умыслом или без, мать просто перепутала два стакана - с суррогатной водкой и сладкой водой" Родительский беспредел - довольно распространённое явление, особенно в среде неблагополучных семей. Принято считать, что для воспитания все способы хороши. В семье Я**, например, провинившегося ребёнка мама просто подвешивала за шею на верёвке и говорила, что в следующий раз она уж точно его задушит. И ребёнок с ужасом ждал каждого нового проявления материнской "любви". Отец использовал новый способ сушки мокрой одежды своего малыша: как только ребёнок делал мокрое дело, "добрый" папаша одевал ему всё на голову. Чтоб в другой раз или терпел, или на горшок просился настойчивее. Мать била своего шестилетнего сына палкой, в которую был вбит гвоздь. "Когда братик был маленький, мама с ним была на кухне, курила. Когда докурила, то затушила сигарету на моём животе - сначала в одном месте, потом в другом. Сигарету держала недолго. Мне было очень больно, и я заплакал. Мама меня пожалела, погладила по голове. Я люблю маму, когда она добрая, а когда она злая, я её сильно боюсь и хочу от неё убежать". Ни имея сил сопротивляться насилию, как психическому, так и физическому, дети и подростки накладывают на себя руки. Современная ситуация в России способствует росту числа сирот, а социальная политика стимулирует отказ от ребёнка. Нет удовлетворительной системы устройства детей, есть лишь отдельные примеры в некоторых регионах, в которых ситуация меняется только благодаря решению администрации. Право ребёнка на семью не стало приоритетным. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, нет чувства постоянного дома: некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения, меняют детские дома и города. Жить без казенных стен им оказывается очень непросто. Те выпускники, которые обзавелись семьями, часто сами оставляют своих детей на государственное попечение. Порочный круг социального сиротства замыкается. Разомкнуть его можно, только изменив систему воспитания в интернатных сиротских учреждениях. Развитие понимания семьи у детей, оставшихся без попечения родителей, у детей-сирот на первый взгляд кажется странным. Но это является едва ли не самым главным в процессе воспитания именно этих детей. Для того чтобы разомкнуть круг сиротства, который создают дети, оставленные родителями, - а они впоследствии оставляют своих детей - необходимо дать им понимание семьи, родственных связей, роли отца, брата, сестры, матери, бабушки, дедушки и других родственников. В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. Исследователи (Г.В.Семья и др.) показали, что для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного (а имеющийся пример, как правило, отрицательный) образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте – молодые матери из числа детей-сирот. Для решения этой задачи следует проводить ряд тренингов по усвоению эталонов мужского и женского типов поведения, по прививанию умения регулировать семейные отношения, по уходу за детьми, по организации быта (приготовление еды, уборка, стирка, глажка). Помочь детям осознать и принять свой опыт проживания в семье. Научить их принимать прошлое, осознавать настоящее и задумываться о будущем, осознавать значение семьи в жизни человека. Показать, что семейная история зависит от того, насколько активно человек решает свою судьбу. В процессе интерактивных игр дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем. Рассказать и показать, что за стенами интерната или детского дома люди живут по определенным нормам и правилами. Дать им правильное представление о браке и семье, подготовить их к становлению родителями в будущем. Задача непростая, но вполне решаемая. Система воспитания детей в большей части закрыта, отсутствие достоверной информации не позволяет делать адекватные выводы, разрабатывать стратегию устройства сирот, осуществлять защиту их интересов. Молодые люди не в состоянии решать после окончания учебного заведения (даже с приобретением специальности) такие проблемы, как получение жилья, прописки, работы. Государство несёт ответственность за систему призрения сирот, но решать все вопросы в этой сфере не может. В самом начале самостоятельной жизни детям необходим пример для подражания, поведенческие модели и разумное руководство взрослых. Когда этого нет, то в мире процветают жестокость, искаженные моральные устои и извращенные духовные ценности. Государство обеспечивает телесные нужды детей, давая им кров, одежду и питание. Но кто позаботится о духовных потребностях подрастающего в сиротских учреждениях поколения? Персонала в таких заведениях зачастую не хватает - мало желающих идти на вакантные должности. И не их вина, что наше государство оценивает тяжелейший труд педагогов и воспитателей в сущие копейки. А ведь это вклад в будущее наше и нашей страны - это общество, в котором мы будем жить через несколько лет. Уже сейчас, при отсутствии воспитания и внимания, у детей множество проблем. У детей - как у малышей, так и у подростков - трудности с концентрацией внимания, отсутствуют навыки командной игры, у многих детей явная, более или менее ярко выраженная, агрессия. Дети рассеянны, у них быстро вспыхивает интерес к чему-то новому, но столь же быстро угасает, и они бросают незавершенную игру или незаконченное дело. Практически у всех уже сформировано потребительское отношение к волонтерам, и если малыши больше тянутся к общению и жаждут внимания, то в интересах детей постарше превалирует материальная сторона - что и сколько им привезли и много ли будет подарков. При отсутствии подарков иногда нужно приложить большие усилия, чтобы чем-то заинтересовать подростков. Круг их интересов в изоляции от внешнего мира сужается до удовлетворения сиюминутных плотских и материальных потребностей и прихотей - интересны и важны сигареты, алкоголь, мобильные телефоны, подросткам постарше - противоположный пол. А получить деньги для своих нужд они чаще всего могут одним способом - воровством. Такими они выходят во взрослую самостоятельную жизнь. И такими будут жить рядом с нами. Прожившие несколько лет в казенных учреждениях, лишенные родительской заботы дети отстают в эмоциональном, социальном и физическом развитии. Выходя из детского дома, они часто не умеют читать, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать свое агрессивное или антиобщественное поведение. Дети-сироты привыкают постоянно жить в коллективе, на полном обеспечении, с позицией «мы сироты, нам все должны», со стойким неумением и нежеланием отвечать за свою жизнь. Не имея опыта жизни в семье, образования, соответствующего современным требованиям, и психологической поддержки после выхода из детского дома, большинство выпускников оказываются втянутыми в криминальные группировки. Проанализировав эту ситуацию, Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам «Добрая Планета» приняла решение оказывать содействие деятельности учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты по социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков. Нами была разработана специальная программа и успешно опробована в нескольких учреждениях Министерства здравоохранения, Министерства образования и социального развития Российской Федерации, в том числе: МУЗ Россошанская больница (Воронежская обл.), Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Серпухов, Серпуховский детский дом, Серпуховская школа-интернат 8-го вида, Дмитровская школа-интернат 8-го вида (Московская обл.), ОГУСО "Уршельский социальный приют для детей и подростков "Парус надежды", ОГУСО "Никологорский социальный приют для детей и подростков "Солнышко" (Владимирская обл.), о/л «Красная Горка» (Костромская обл.), санаторно-оздоровительный лагерь «Заполярье» (Тульская обл.), санаторий «Ижавинский» (Тамбовская обл.). Организация разработала и реализует программы по нескольким направлениям. Так, например, этим летом был разработан и успешно реализован проект «Родительский день». К детям из обычных семей в оздоровительный лагерь, санаторий и любое другое место летнего пребывания детей в родительский день приезжают родители. К детям-сиротам в родительский день не приезжает никто. Проект «Родительский день», разработанный и воплощаемый в жизнь МОО «Добрая планета», призван исправить эту несправедливость. К детям-сиротам этим летом приезжали «родители» - члены и волонтеры «Доброй Планеты». По мере сил и возможностей «добропланетяне» организовывали досуг детей, проводили спортивные и развлекательные мероприятия, веселые эстафеты, играли с малышами, проводили всевозможные мастер-классы - по баскетболу, карвингу, лепке, оригами и прочим интересным вещам. А главное – давали почувствовать брошенным детям, что они тоже кому-то нужны, что о них помнят и заботятся, что мир не так жесток, как им кажется. Во всех этих играх и эстафетах самое важное то, что «родители» делятся с сиротами теплом человеческого общения, отогревая детские сердца, заледеневшие в сиротском одиночестве и в тоске ненужности. Дети преображаются на глазах и буквально расцветают от внимания. И сколько же талантов раскрывается в них! Дети прекрасно рисуют, вдохновенно лепят, плетут украшения для себя и своих друзей, проявляя редкую фантазию и творческие способности. Книга – это хобби и времяпровождение, наиболее доступное детям-сиротам, но интерес к книге и значимость ее год от года падает. Наша организация приняла это во внимание и совместно со специалистами Научно-исследовательского центра консервации документов (НИЦКД) ФГУ «Российская государственная библиотека» разработала и успешно внедряет программу «Книжкина больница». Это уроки заботы о книгах и их ремонта, что прививает любовь к книге, а заодно и к чтению. Но помимо этого предполагается и более серьезное изучение предмета вплоть до освоения детьми новой специальности «Переплетчик». Внедрение данной программы дает дополнительную возможность выпускникам учреждения, окончившим этот курс, найти работу и иметь гарантированный заработок. . Мы пытаемся делать то, что можем как общественная организация, но чтобы изменить ситуацию, необходимо:

1. в качестве профилактики - пересмотреть социальные стимулы, которые бы позволяли планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин;
2. оставлять детей на воспитании в благополучных семьях, единственным недостатком которых является низкий материальный уровень (при соответствующей поддержке государства);
 3. брать детей под опеку и на усыновление российскими гражданами;
 4. перераспределить выделяемые бюджетные средства на государственное обеспечение детей как в госучреждениях, так и в семьях;
5. дать равные долгосрочные социально-экономические гарантии приёмным семьям и биологическим родителям;
 6. изменить отношение государства, а вместе с тем повлиять и на общественное мнение в отношении к приёмным семьям и детям-сиротам;
7. поддерживать инициативы граждан и общественных организаций в содействии воспитательному и образовательному процессу в институциональных учреждениях;
 8. стимулировать сотрудничество общественных организаций и интернатных учреждений;
9. педагогическим учебным заведениям рассмотреть возможность подготовки специалистов для работы с контингентом детей-сирот;
 10. создать условия для смены рекомендательного характера совместного пребывания (неразлучения) братьев и сестёр на обязательный;
11. сделать детские государственные учреждения открытыми, предоставить детям-сиротам большую степень свободы: возможность учиться в обычных школах, выбирать образование и специальность;
12. исключить возможность возвращения детей в асоциальные семьи;
 13. изменить систему отчетности и планирования в социальных учреждениях коррекционного вида к стимулирующей психическое развитие детей и перевод их в нормальные школы;
 14. обязать органы опеки ускорить рассмотрение дел об определении статуса сироты;
15. необходима специальная миграционная политика в отноше ии сирот на всех возрастных этапах, начиная с определения в детское учреждение, распределения на учёбу, затем на работу и до предоставления жилья;
16. сменить систему прописки для детей-сирот, снять ограничения в выборе места обучения, которые накладывает обеспечение жильём;
17. предусмотреть и ужесточить наказание виновных за утрату жилья детьми-сиротами, за причинение им нравственных и физических страданий, и в целом за нарушение их прав;
18. кроме специальных квот для сирот, следует предусмотреть и систему поощрения предприятий, которые принимают к себе на работу выпускников школ-интернатов;
19. создать институт независимых наблюдателей-экспертов (прошедших специальную подготовку) для проверки всех типов детских учреждений.
20.оказывать всяческое содействие гражданской и общественной инициативе в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ближайшее время должны быть приняты серьезные меры. Есть дети, которые живут в страхе и жестокости. И если сегодня мы не придем к ним и не научим жить по-другому - то завтра они придут к нам, и жить в страхе и жестокости будем мы и наши дети. Наша цель - не допустить этого. Мы сами формируем общество, в котором мы живем и в котором будут жить наши потомки.


Баннерная сеть ДетскиеДомики

Проверка тиц pr
Время загрузки: 0,00 секунд
43,708,173 уникальных посетителей