Поделитесь с друзьями!


Выступление Николаевой Е.Л. перед Президентом РФ

Николаева Елена Леонидовна
kremlin.ru: 1 февраля 2011 года,

1 февраля состоялась встреча Президента с Советом по развитию гражданского общества и правам человека, на которой член Совета и Председатель Комиссии ОП РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Леонидовна Николаева среди прочего подняла вопросы защиты семьи и семейных ценностей, острой демографической ситуации и бедности семей с детьми.

Цитата: "По некоторым оценкам демографов и социологов (они вообще прогнозируют убыль детей), если будет идти такими же темпами, то в середине XXI века в России останется не более 500 тысяч детей. Эта цифра нас, конечно, поражает и заставляет серьёзно задуматься. Базовая проблема демографической катастрофы – это семейная бедность, которая существует в нашей стране."

................................
Д.МЕДВЕДЕВ: Теперь по семье и детству – Николаева Елена Леонидовна, пожалуйста.

Е.НИКОЛАЕВА: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Дело в том, что спектр проблем родительства и детства или семьи и детства, волнующих сегодня общество, на самом деле достаточно широк. И мне бы хотелось остановиться только на нескольких вопросах.

Первое, что хотелось бы сказать, я начну, наверное, нетрадиционно, хочу процитировать Святителя Филарета Московского, который говорил: «Государство – это семейство семейств. Семья древнее государства. И по отношению к жизни государственной семейная жизнь есть корень дерева». Почему я начала именно с этой цитаты? Потому что на сегодняшний момент в политике нашего государства мы наблюдаем определённый дисбаланс, который в основном сваливается в сторону защиты прав детей, но отсутствия так называемой семейной политики. И подчас мы видим противоречие интересов детства и интересов семьи. И это противоречие, на мой взгляд, может являться базовым разрушением вообще устоев и семей, а в дальнейшем и самого государства.

И проблема эта лежит в первую очередь в духовно-нравственном аспекте, а не столько в правовом или политическом, но в обществе уже достаточно чётко сформировался запрос на формирование семейной политики, которой как таковой в Российском государстве пока ещё не сформулировано. Да, у нас был Год семьи, у нас есть сейчас замечательный праздник – День любви, семьи и верности. Это правильное направление. Но сформулированной семейной политики, к  сожалению, пока ещё нет.

На сегодняшний момент эта политика должна быть направлена в первую очередь на повышение престижа семьи, потому что разрушение семей стало уже тотальным. На сегодняшний момент, я процитирую, у нас 30 процентов матерей-одиночек, 30 процентов. И эта цифра растёт. У нас приняты гражданские браки, это считается нормой, и сейчас категорически идет атомизация в обществе. И таких тенденций всё больше и больше. Это является базовой проблемой нашего общества. А значит, нам нужна семейная политика, которая должна быть в первую очередь направлена на то, что ценностные категории были бы не на потребление, обогащение, достижение успеха любой ценой или саморазвитие, потому что в таком случае человеку ребёнок не нужен, он ему мешает достигать этого успеха, а нам нужно созидание, приоритет духовного, взаимопомощи, саморазвития и служения для общества и Отечества.

Исходя из этого нам кажется чрезвычайно важным сформулировать такую семейную политику, не только обозначить эти тезисы, но и понять, каким образом она будет продвигаться в нашем государстве. На сегодняшний момент более 18 министерств и ведомств так или иначе занимаются вопросами детства, семьи, вопросами материнства и так далее, без какой-либо видимой координации. Это приводит к очень серьёзному дисбалансу в решении этих вопросов.

Нам кажется, что подходить к этому вопросу нужно максимально системно. Мы можем предложить несколько вариантов, я их сейчас озвучу. Конечно, за вами право, на каком остановиться. Но нам кажется чрезвычайно важным, чтобы существовало что-то типа совета при Президенте по делам семьи и детей. Чрезвычайно важна межведомственная комиссия по делам семьи и детей при Правительстве, которую мог бы возглавлять Председатель Правительства или заместитель, который занимается социальными вопросами. Я знаю, что проект такого поручения уже Вами дан, вернее – был подготовлен, не знаю, он дан или нет, но нам кажется, это важно как раз для координирования между теми 18 министерствами и ведомствами. Чрезвычайно важны советы по делам семьи и детей при руководителях субъектов, чтобы это дошло до уровня субъектов и до уровня муниципальных образований. То есть это должны быть ещё и комиссии на местах.

Нам также кажется, что неплохо было бы подумать о создании федеральной службы по делам семьи и детей, которая была бы подчинена Президенту или Правительству Российской Федерации. Мы возможное положение о такой службе подготовили. Или мы предлагаем вариант, при котором усилить то направление деятельности Министерства здравоохранения и социального развития, которое занимается социальными вопросами. Это может быть в виде разделения министерства или усиления этой части в министерстве. Но мы полагаем, что эту часть на сегодняшний момент нужно серьёзно усилить.

На сегодняшний момент в течение двух лет экспертная группа с участием профильного комитета Госдумы, Общественной палаты, нашего совета разрабатывала проект концепции семейной политики. В нём подготовлено более 30 проектов законов. В нём проведён достаточно серьёзный анализ, собственно говоря, состояния института семьи, прежде всего эффективности предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи, увеличению рождаемости, пробелы действующего законодательства. И, нам кажется, чрезвычайно важно, чтобы вся эта выстроенная система очень внимательно проанализировала этот проект концепции и создала свою семейную политику.

Теперь перейду к определённым категориям особо уязвимых частей нашего населения. Мы внимательно посмотрели и подумали: почему же в настоящий момент у нас такая сложная демографическая ситуация, и она, к сожалению, имея небольшую тенденцию к улучшению, в ближайшей перспективе готовит нам очень серьёзный демографический провал, если не сказать, демографическую яму?

По некоторым оценкам демографов и социологов (они вообще прогнозируют убыль детей), если будет идти такими же темпами, то в середине XXI века в России останется не более 500 тысяч детей. Эта цифра нас, конечно, поражает и заставляет серьёзно задуматься.

Базовая проблема демографической катастрофы – это семейная бедность, которая существует в нашей стране. Только четверть российских семей – задумайтесь, четверть российских семей с детьми! – способна содержать двух детей. На доходы от занятости на уровне потребления выше линии бедности чуть более четверти – одного ребенка. А почти половина семей с детьми не была способна даже содержать одного ребенка в рамках прожиточного минимума. Всё. Мы говорим о развитии, мы говорим о демографии, мы говорим об институте семьи – на этом можно поставить точку и дальше разойтись.

Нам кажется, что проблема бедных семей сейчас является базовой для нас. И в этом смысле, наверное, есть смысл рассмотреть тот самый социальный стандарт, о котором говорилось в том докладе, который был представлен на Госсовете. И это чрезвычайно важно, чтобы этот социальный семейный стандарт стал мерилом того, способна жить семья в обществе, в регионе или не способна. И на улучшение идут те или иные какие-то инновации в законодательстве, налоговом законодательстве и так далее, и так далее или на ухудшение. И какие чрезвычайные меры порой необходимо принимать для тех семей, которые находятся в чрезвычайно трудном положении. Причём делать это нужно не категорийно, а адресно. И это принципиальная наша позиция. Помощь должна доходить до конкретных семей, а не размазываться тонким слоем, как масло на бутерброде. В этом смысле мы даже считаем, что предложенная система комиссий и советов может рассмотреть варианты иногда и введения продуктовых талонов, потому что в некоторых регионах дети голодают и единственной формой питания являются школьные столовые. А что делать летом, когда школьных столовых нет? И это считается очень серьёзной проблемой в ряде случаев, особенно в сельской местности.

Мы говорим о том, что существует проблема, когда нужны другие виды помощи. И эти виды помощи должны быть снесены, например, на региональном уровне в один закон, потому что сами граждане порой не знают о тех видах помощи, которые существуют, и не знают, куда обращаться в той или иной ситуации. В некоторых регионах ситуация состоит более или менее хорошо. Вот мы вчера смотрели ситуацию по Свердловской области, посмотрели, как работают некоммерческие организации в этой части. И надо сказать, что мы видим здесь большой потенциал для деятельности некоммерческих организаций. Но всё-таки чрезвычайно важен системный подход и системная работа.

У нас есть много предложений по этой теме. Просто я не хотела бы сейчас Ваше внимание серьёзно затрагивать, поскольку нужно комплексно рассматривать этот вопрос, а не отдельными мерами. Здесь тришкин кафтан отдельными мерами невозможно сделать. Назову только одну цифру.

Расскажите, пожалуйста, что делать мамам, у которых закончилось 1,5 года декретного отпуска, а в детский сад устроить ребёнка не могут? А если она одна воспитывает ребенка? Она осталась просто на произвол, она ничего не может сделать. Она и бросить ребёнка не может, и пособий в этот момент ей никаких не подразумевается. С этим уже надо что-то делать. Я понимаю, что Министерство финансов нам говорит, что денег нет, что очень тяжёлая ситуация – всё ушло на поддержку старшего поколения. Поддерживать старшее поколение обязательно надо, ни в коей мере мы не ставим под сомнение этот вопрос, но мы не можем оставить людей в таком бедственном положении. А это позор нации. На сегодняшний момент это позор нашего государства, вот такие сложившиеся ситуации в конкретных случаях.

Ещё несколько тем, которые хотелось бы поднять, о том, что у нас существует огромная проблема – ситуация с детьми-сиротами. Об этом будет ещё говорить Алексей Иванович, но мне бы хотелось сказать, что на сегодняшний момент дети-сироты в 80 процентах случаев – это социальные сироты, то есть при живых родителях. И проблема профилактики социального сиротства выходит сейчас на первый план.

Наша задача – не допустить сиротства, постараться поддержать ту семью, когда это ещё возможно. Наши органы опеки и социальные работники нацелены на то, когда уже всё произошло, когда уже всё плохо, тогда они приходят в семью и ставят вопрос об изъятии ребёнка. Не допустить изъятия, не допустить разрушения семьи, постараться помочь психологически, когда-то материально, когда-то организационно, помочь устроить в детский сад и так далее и так далее. Здесь вот эта помощь нужна семье.

И мне кажется, здесь тоже чрезвычайно много могут сыграть некоммерческие организации, допустим, постинтернатное сопровождение, обучение замещающих семей. Здесь огромное количество форм придумано сейчас некоммерческими организациями, но их нужно: а) тиражировать; б) на них желательно иметь социальный заказ, потому что сейчас они действуют всё-таки пока ещё в рамках волеизъявления благотворителей, и не более того. И возможность конкурирования здесь, допустим, с государственными учреждениями пока что ещё не вполне возможна в силу того, что не выровнены условия. Мы сейчас очень плотно занимаемся с Министерством экономического развития. Вчера тоже на форуме это обсуждали, что всё-таки неравные условия у НКО и у государственных учреждений, которые оказывают эти услуги не потому, что они их лучше оказывают, а просто потому, что они по должности обязаны.

Мы посмотрели, почему же этого нет в Америке, почему этого нет в Европе, почему там этим занимаются в основном НКО. Очень просто, там не было истории вот этого Советского Союза, когда вся мощь государства была направлена на выполнение функций семьи. По большому счёту, у семьи забрали эту функцию и отдали государственным учреждениям, и мы исторически так и продолжаем поддерживать эту систему. А в нормальных странах есть функция семьи и возможность помочь семье выполнять свои функции, а всё остальное – уже услуги, предоставляют некоммерческие организации и те, кто лучше это делает, кто качественнее это делает, кто умеет привлекать благотворительные деньги дополнительно, те, кто наиболее успешны. Нам кажется этот путь наиболее правильным. Но я хотела бы сказать о том, что чрезвычайно аккуратно нужно менять эту систему. Ни в коем случае приказом по части это делать нельзя. Этот корабль нужно поворачивать медленно, чтобы мы вместе с кораблем не потопили всех жителей.

Несколько слов о том, что чрезвычайно остро стоит проблема в семьях, где есть дети-инвалиды. Вы сегодня видели центр, который помогает детям-инвалидам, и это чрезвычайно важно, особенно возможность инклюзивного образования. Я об этом ещё коротко скажу. Но я вам хочу сказать, что особенно в бедственном положении как раз находятся те семьи, в которых есть дети-инвалиды. Почему? Подчас они остаются один на один со своей проблемой. Опять-таки скажу мнение статистики. В 80 процентах случаев мужчины, к сожалению, не выдерживают этой ситуации и покидают такие семьи. И остаются матери-одиночки с инвалидами на руках. Что делать этим матерям? По большому счёту, мы их подталкиваем к тому, чтобы они сдавали этих детей в социальные учреждения. Это категорически неправильно. Социализировать этих детей может только семья, только любовь, только постоянная опека и желание вытащить этого ребёнка. Это может сделать только родная семья или приёмная, которая приняла этого ребенка как родного.

И здесь, мне кажется, чрезвычайно важно предусмотреть возможность этим матерям, которые занимаются всё-таки детьми-инвалидами, особенно тяжёлыми инвалидами, лежачими, даунятами и так далее, чтобы они имели статус социального работника или как минимум социальный контракт. Иначе эта семья не просто ниже прожиточного минимума, она становится тотально бедной. И здесь вопрос выживаемости стоит, вопрос, чем накормить ребёнка, если продукты социальные службы по нормативам не могут привезти такой семье, считается, что мама сама может сходить в магазин и купить эти продукты. Она подчас душ принять не может, потому что должна заниматься этим ребенком круглосуточно. Мы сформулировали предложения по каждой теме, которую я сейчас озвучила, у нас подготовлено письмо на Ваше имя для того, чтобы иметь возможность потом реагировать и посмотреть мнение профильных министерств и ведомств. Но нам кажется, эту ситуацию надо решать, и надо решать её системно и максимально оперативно.

Опять-таки очень важно, чтобы мы стимулировали именно семейное воспитание. Потому что мы посчитали, на содержание ребёнка в психоневрологическом интернате, например, выделяется не на порядок, а на три порядка больше денег, чем на содержание в семье. Так, может быть, подумать и… Мировой опыт показал, что социализация таких детей в семье, но при этом с профессиональным сопровождением, даёт гораздо больше, чем содержание их в интернатных учреждениях, где, по большому счёту, они, извините, доживают. Мы не можем проходить мимо таких ситуаций. Мы много мониторили, мы ездили по таким учреждениям. Честно говоря, моё сердце и мои нервы не всегда выдерживают посещения такого рода учреждений.

Мне бы ещё хотелось сказать о том, что мы не можем решить эти проблемы, конечно, не привлекая определённые финансовые ресурсы. Но поверьте мне, финансово-экономическое обоснование затрат будет гораздо более эффективным, если мы рассмотрим вот эти предложения и сделаем их точечными, понятными и эффективными.

Несколько слов про инклюзивное образование. Нам бы хотелось сказать о том, что, на наш взгляд, это одна из самых успешных форм социализации таких детей и помощи таким семьям. Но здесь ещё, мне кажется, наше общество не прошло тест на толерантность. Подчас родители здоровых детей сами не готовы к тому, чтобы рядом с их детьми учились дети-инвалиды. Но инклюзивное образование, например, по примеру Москвы, конечно, нужно внедрять.

Совсем коротко несколько тезисов. Есть проблемы у беременных женщин и женщин с малолетними детьми, потому что у нас существует декретофобия. Работодатель не хочет или максимально хочет избавиться от такого рода сотрудников, а значит, женщины просто бояться рожать. И для этого, нам кажется, есть очень простое решение, поскольку соответствующие декретные выплачивает Фонд социального страхования, может быть, убрать отсюда работодателя и напрямую выплачивать эти деньги. Тогда у работодателя не будет ощущений, что ему эти деньги не выплатят из государственных бюджетов, и мы напрямую сведём потребителя этих пособий и тех, кто им платит.

Совсем коротко о том, что существует проблема у беременных, которые находятся в местах не столь отдаленных. Нам кажется, что необходимо изменение положения о беременных женщинах, матерей с малолетними детьми, у которых оказались проблемы с законом. Следует разработать и принять нормы, устанавливающие запрет на их содержание под стражей до вступления приговора в законную силу, распространив эту норму на подозреваемых и обвиняемых в совершении любых, кроме тяжких и особо тяжких насильственных преступлений. И при назначении наказания императивное применение отсрочек отбывания наказания в виде лишения свободы для данной категории осуждённых женщин, за исключением особо оговоренных случаев.

Совсем коротко хочу сказать о том, что у нас существует проблема модернизации семейного законодательства, потому что у нас, по большому счёту, нарушаются права детей при разводах. Мы на эту тему написали Вам письмо, поэтому я не буду на этом останавливаться. И хочу особо поблагодарить за Вашу деятельность по отношению к ужесточению наказания за насильственные преступления против детей. Нам кажется это чрезвычайно важным. Только после Послания был принят в первом чтении соответствующий закон (очень надеемся, что он в ближайшее время будет принят во втором и в третьем чтении), который расставляет точки, ставит точное определение по вопросам, что такое порнография, каким образом вовлекаются наши дети в порнографию, каким образом мы будем реагировать на тех, кто это делает. Мне кажется, здесь мы должны быть принципиальны – довести эту ситуацию до конца. Это закон называется «антипедофильным». Мы достаточно давно и серьёзно его продвигаем.

Спасибо.

Без права на жилье: почему дети становятся бомжами
03.11.2010 г. выступление Е.Николаевой в передаче телеканала Россия 1 "Утро России". (видео)

ОПРФ срочно готовят материалы для ТРЕБОВАНИЯ к правительству РФ по изменению ст.292 (п.4) ЖК РФ, т.к. дети в семьях не защищены от того, что при разводе, покупке или размене квартиры почти все дети выброшены на улицы. Благодаря этой поправке хотят поднять и возродить социальное жилье, вплоть до того что родителей чуть-ли не обяжут предоставить ребенку жильё.
25 октября в 11:00 в Общественной палате прошли слушания «О ситуации с реализацией жилищных прав детей в условиях действующего законодательства». Организаторы — Комиссия ОП по социальным вопросам и демографической политике и Межкомиссионная рабочая группа ОП по проблемам детства.

На слушаниях обсуждалась проблема нарушения имущественных прав несовершеннолетних при заключении сделок купли-продажи недвижимости. Действующее в настоящий момент законодательство фактически узаконило совершение таких сделок без учета интересов зарегистрированных детей.

Речь шла и о случаях нарушения прав несовершеннолетних при выселении арендаторов из жилых помещений собственниками жилища. Кроме того, участники слушаний обсудили тему обеспечения жильем детей-сирот, покидающих социальные учреждения.

Члены Общественной палаты, представители органов власти и эксперты проанализировали действующее законодательство и предложили правовые механизмы, позволяющие обеспечить гарантии соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.
СМОТРЕТЬ ВИДЕО:


Баннерная сеть ДетскиеДомики

Проверка тиц pr
Время загрузки: 0.01 секунд
31,871,060 уникальных посетителей