Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: 14 февраля, Серпухов, всем спасибо:)))

Прислано Ольга 24-02-2010 15:35
#9

Как всегда, с изрядной задержкой, за что прошу меня простить, но всё-таки вешаю свой отчет по занятию. Буду благодарна и за комментарии от специалистов, и за обратную связь от участников занятий - для меня это очень важно.

По ШИ:
В этот раз «семейные» занятия проходили в условиях смешанных классов – половину пятого и половину шестого увезли в театр, мы вели занятие у оставшихся ребят.
Мне было сложнее, чем в первый раз – самых лояльных и интересующихся ребят из пятого класса забрали; из шестого класса ребята очень ждали окончания нашего занятия, чтобы потом успеть на компьютеры к Павлу. Двое ребят (Витя, Дима) саботировали занятие – находились в классе, но не желали принимать участие в нём (игрались в телефон, болтали, отвечали невпопад ради смеха окружающих). Ещё был новенький мальчик из шестого класса (я так понимаю, в интернате он около трех месяцев) – он «вёлся» вслед за двумя саботировавшими ребятами. Дима и Витя иногда включались в занятие, но только в том случае, когда им предлагалась активная и интересная им роль (например, показывать обязанность на «угадайке»), но выключались мгновенно вслед за тем, как начинал показывать кто-то ещё. Где-то в середине занятия я насильно выгнала Диму, когда его перепады в настроении и манера ворчать на весь класс стала угрожать дальнейшему ходу занятия. Нужно, наверное, что-то думать в отношении этого мальчика – он ведь очень не глупый и не очень вредный, скорее всего, это его реакция на мои какие-то не совсем верные действия. Если кто-то сможет что-то посоветовать (Анна, Веста) – буду благодарна.

Ещё – нам не разрешили закрывать дверь, как мы делали в прошлый раз – это противоречит правилам противопожарной безопасности.

Вот в такой творческой обстановке и шло наше занятие. :)

Начали мы со знакомства с «люблю – не люблю», «хочу – не хочу» по кругу. Чтобы было проще сконцентрироваться на игре, использовали мягкую игрушку, которой перебрасывались по кругу: у кого она в руках, тот говорит. Как же приятно, когда ребята начинают думать!! Особенно мне понравилось: с «хочу» мы модернизировали это до «Хочу попробовать, хочу научиться, хочу стать» – и чего только не наслушались!! От хочу занимать первые места на соревнованиях по плаванию до хочу стать президентом))). Двое мальчишек саботировали это занятие – начинали рассказывать друг про друга, или говорили «я ничего не хочу» и бросали игрушку дальше, или «я хочу стать дураком», и т.п.

После этого сели вокруг стола, нарисовали «генеалогическое дерево» - оно должно было пригодиться на эстафетах. Вместо того, чтобы вспоминать роли прошлого занятия, нам пришлось раздавать роли заново – из всех заметных ролей у 5 класса у нас осталась только бабушка. Справились и с этим.:)

«Угадайка» прошла на ура – легко и интересно. Ребята наперебой рвались показывать, показывали интересно, творчески, похоже – отгадывать было легко. После каждой обязанности обсуждали – кто это может делать в семье. Субъективно – в интернате такие занятия нужны остро – у ребят действительно нету представления о том, как должно быть в семье; в приюте с этим как-то проще, ребята больше помнят о «той» жизни, очень легко и с бОльшим интересом чем в интернате идёт эта тема.

После «угадайки» мы сказали ребятам о нашей сегодняшей теме: у нас день рождения у бабушки. Что обычно делают, когда у близкого человека день рождения? «Подарки дарят», «гостей зовут», «желают приятного» - наперебой затараторили ребята. Мы предложили – точно также, как вначале занятия перекидываясь игрушкой, называть, что каждый из нас подарит бабушке (заострив внимание на том, что подарок должен быть нужным и приятным конкретно для этого человека), потом – что при этом пожелает бабушке, потом – какой мы накроем стол, чтобы бабушке и гостям было приятно и вкусно – каждый «добавлял» на стол что-то вкусненькое.
К сожалению, не хватило – у меня сил, а у ребят концентрации – провести ещё одно запланированное «упражнение» - как мы дарим то, что придумали нашей бабушке – обыгрывая это.
Зато мы поводили вокруг бабушки хоровод, поиграли в «Каравай», который на удивление хорошо пошёл.

Дальше по плану должны были быть «семейные эстафеты», однако эстафета планировалась с 6 классом, половина которого была у нас, а 4-й класс, который тоже шёл по «семейной» программе, к этому моменту ещё не закончил, а потом их забрали в баню, поэтому эстафеты нам провести только предстоит.

Что немного задело – что как только я сказала о том, что эстафеты пройдут позже, через 15-20 минут (тогда не было информации от 4 класса) – ребята ТУТ ЖЕ – буквально, в течение 15-20 секунд – РАЗБЕЖАЛИСЬ. Рядом со мной осталась только верная А*.

В приюте:
Ситуация осложнялась тем, что занятие первое вела не я, и никого из ребят я не знала – это раз, два – группа подобралась более разношерстная по возрастам – младшим было по 7, старшим – 14. Зато в общем и целом было видно, что ребятам ближе эта тема, знают они больше, и от темы семьи не прячутся, не пытаются показать, что им это безразлично. Напротив, в знакомстве, в «хочу-не хочу» и «люблю- не люблю» несколько раз у разных ребят мелькало «Я люблю свою маму»; «Я хочу, чтобы мама забрала меня отсюда»; «Я хочу вернуться домой».

Занятие шло почти по той же программе, что и в интернате.
На «угадайке» сюрпризом для меня оказалось то, что двое ребят 7-9 лет не умеет читать.
Успели обыграть момент вручения подарков бабушке :). Что мне понравилось: воплотили в жизнь идею Романа про воспитание личным положительным примером: в середине поздравлений от ребят бабушку поздравили и мы с Ромой, показав, как можно поздравлять («Бабушка моя любимая (обнять), как же я по тебе соскучилась (поцеловать). Как я рада, что ты у меня есть! (поцеловать ещё раз). Поздравляю тебя… Хочу тебе подарить теплые носочки, чтобы ты у меня никогда не болела, чтобы тебе было тепло и ты всегда помнила о том, что мы тебя любим» и т.д.). После этого и поздравления ребят стали, как мне показалось, более «тёплыми» и заботливыми. :)
После тоже поиграли в «каравай». Так как энергия у ребят ещё была, и желание играть было тоже – эстафеты решили проводить. Наверное, зря.

«Связали» две команды. Ну, во-первых, получилось, что одну семью мы разделили пополам, и наше генеалогическое дерево не очень-то и пригодилось (хотя пробовали в обеих командах выстраивать «по старшинству» в древе). Во-вторых, часть ребят (двое – мальчик из помладше и девочка из постарше) отказались участвовать. Девочка С* помогала на судействе, мальчик С* просто сидел. В третьих, уже на первой игре (снежки) обе команды ушли в минус по очкам: одна команда разорвалась вся (!!!), в другой команде один раз уронили самую младшую девочку А*. На подведении итогов мы по очереди с Ромой ребятам пытались сказать о том, как важно с вниманием и заботой относится друг другу и при работе в команде, и в семье; пробовали выяснить, почему, как получилось, что кого-то уронили, кого-то дёрнули, но нарывались только на «да он дурак», «он тормозил» и т.п. Понимаю, что я не доработала, но как должна была поступить или что сделала не так – не знаю. Буду рада обратной связи (Helena, Yarik, Анна, Веста, Рома) :)

После этого (время ещё осталось, а вот сил для чего-то серьёзного уже нет) по инициативе ребят (уж очень они хотели ещё во что-то поиграть :)) поиграли в ручеёк, потом в колечко. На них ещё более заметным стало то, что от занятия ребят отвлекают свои внутренние "тёрки": коллектив нестабильный, постоянно меняющийся - новые ребята поступают, старые уходят. Есть и что-то типа "дедовщины"– одни ребята жестко строят весь коллектив вокруг себя (например, К*), и девочки делят мальчиков (К* и Э*), и младшие и старшие выясняют, кто главный.

А завершилось всё занятием на концентрацию и успокоение, за проведение которого большое спасибо Хелене:)

Редактировал Ольга 24-02-2010 17:24