Тема: Добрая Планета - благотворительность, волонтеры в помощь детям сиротам :: 14 февраля, Серпухов, всем спасибо:)))

Прислано Vesta 16-02-2010 13:17
#5

отчет , как и обещала. Много думала, изучала, анализировала. Дочитайте до конца, плз.


Я была с Машей и Олей в группе у младших.
Все, что запланировали. Провели. Фотографии в первом посте.

В ШИ
Надо отметить, что воспитатели в этот раз предпочли не участвовать совсем, Это тоже неплохой расклад. Дети вели себя совершенно естественно. Охотно участвовали во всех наших программах. Мы чередовали подвижные игры с занятиями по спонтанному самовыражению.
В играх, хочу отметить, ярко выраженное желание лидерства приводило к тому, что дети «поддавались», пока я не сменила мотивацию, и не сказал, что быть «растяпой» плохо, победит тот, кто не будет растяпой ни разу.

В этой группе дети с умственным отставанием . Это проявлялось в работе с ними.

Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Так было и в нашем случае. Каждый раз приходилось долго привлекать их внимание к себе и концентрировать на задании.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Когда им давали роль ведущего в подвижной игре , с они с трудом запоминали или даже повторяли слова , потому что воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

В нашей группе детей 1-2 класса, половина детей плохо говорит. У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Все эти качества умственно отсталых детей проявились во время занятий по спонтанному творчеству, рисовании на мокрой бумаге выявилось желание детей иметь свой кусок бумаги, то есть желание ходить к друг другу в гости кисточками большого не было. В красках превалировал темный цвет и автономная мазня. Дети часто меняли кисточки и краски, стараясь взять именно ту, которая была у соседа.

В связи с тем, что у таких детей отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Иногда дети без причины выпадали их игры или занятия , садясь на диван. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Все это наблюдается во время занятий с этой группой.

Эти дети предпочитают иметь свой кусок бумаги , что показывает желание иметь свой мир и не делится им ни с кем, неудовлетворённая потребность в одиночестве, отдыхе от общества других детей. Это автономность обособленность проявилась и в играх. Живя в интернатском социуме, эти дети не готовы жить семьей, они отстаивают свою территорию и в играх и в творчестве. необходимо помогать каждому воспитаннику коррекционной школы воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.

Немного поработали с пластичным материалом, поразминали пальчики, изучили пластичность материала. Картинки были разные, как и дети. Девочка М* открылась совершено с неизвестной стороны вылепив рисунок сердцем.

Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.
Во время работ ыс пластилином, дети не следовали заданию, а каждый делал то что хотел.
Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей, например с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с "безречевыми" инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они, прежде всего и отличаются от умственно отсталых. Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний., но бывают врачебные ошибки и возможно мы своими занятиями можем вытянуть их из пограничного состоянии в сторону нормального. У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаем ость.

Всем этим детям уже поставили диагноз олигофрения всем.

Выводы: Максимально что мы можем сделать для этих детей, это попытаться провести коррекцию их поведения и научить их тому, чему они смогут научиться При целенаправленной, коррекционной работе можно повысить уровень развития внимания, снизить уровень школьной тревожности, агрессивности, враждебности, повысить уровень школьной мотивации.






В приюте ( СРЦ)
делали то же самое, но дети там другие. Ласковые, доброжелательные. Цвета выбирали яркие и солнечные, агрессии и разрушении я в действиях выявлено не было.
Атмосфера там совершено другая, доброжелательная и душевная и это отражается и на поведении детей. Дети с удовольствием принимали участие во всех предложенных программах. Все хотели свой кусочек солнца и тепла, то и дело взбираясь к кому-то на колени из добрых планетян.
Поразил новый мальчик. Умственное отставание, диагноз неизвестен пока. Аутизм + что-то .Зелено-голубые чистые глаза , наполненные радостью и любовью. Охотно шел на контакт, без агрессии. Но пока не умеет держать даже фломастер в руках.
В приюте перед нами стоит другая задача. Мы должны оказать помощь персоналу в реабилитации и адаптации детей , которые поступили в приют, как правило с разрушенной психикой и неадекватным восприятием их состояния.

Подводя итог.
Занятия для младших ИМХО выбрано верное, направление следует продолжать. Набрать фактического материала и только потом делать выводы.
Хочу лишь напомнить, что среди множества причин, обусловливающих утрату семейных связей, — конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из семей нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживавшего с несовершеннолетним ребенком. Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание вне классной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.

В ряде случаев бегство детей из дома - следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением. озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями.

Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

Отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркомания, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур, подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. Практически все дети - беглецы имеют отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Не редко они страдают хроническими заболеваниями.
Мы , готовя свои занятия должны учитывать все эти и другие факторы.Несмотря на всю доброту и чуткость окружающих, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем. Мы, поставив себе целью помощь таким детям, должны все это учитывать и сделать максимум , что мы можем!

Редактировал Vesta 16-02-2010 14:17